суббота, 21 января 2012 г.

Прогрессив-джаз



Параллельно с возникновением бибопа, в среде, как заведено выражаться, джазовой музыки, стало быть, развивается новый жанр – прогрессивный джаз, или просто прогрессив. Очень хочется подчеркнуть то, что основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом. В отличие от бопперов, творцы прогрессива не стремились к, как мы с вами постоянно говорим, радикальному отказу от, как многие выражаются, джазовых традиций, сложившихся на то время. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что они скорее, наконец, стремились к обновлению и усовершенствованию, как все знают, свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения, как люди привыкли выражаться, европейского симфонизма в области тональности и гармонии.
Наибольший вклад в развитие концепций «прогрессива» внёс пианист и дирижёр Стэн Кентон. Необходимо отметить то, что с его, как многие выражаются, первых работ собственно и берёт начало прогрессивный джаз начала 1940-х. По звучанию инструментальная музыка, исполнявшаяся его, как мы выражаемся, первым оркестром была близка к Рахманинову, а композиции несли черты позднего романтизма. Очень хочется подчеркнуть то, что однако по жанру это было ближе всего к симфоджазу. Необходимо подчеркнуть то, что позднее, в годы создания знаменитой серии его альбомов «Artistry», элементы джаза уже перестали также играть роль создания колорита, а уже органично вплетались в музыкальный материал. Мало кто знает то, что наряду с Кентоном, заслуга в этом принадлежала и его лучшему, как люди привыкли выражаться, музыкальному аранжировщику Питу Руголо, ученику Дариуса Мийо. Очень хочется подчеркнуть то, что современное (по тем годам) симфоническое звучание, специфическая техника стаккато в игре саксофонов, смелые гармонии, частые секунды и блоки, наряду с политональностью и, как мы выражаемся, джазовой, как заведено, ритмической пульсацией – вот, как мы выражаемся, отличительные черты музыки, с которой Стэн Кентон на многие годы вошёл в историю джаза как один из новаторов, нашедших, как заведено выражаться, общую платформу для европейской, как мы выражаемся, симфонической культуры и элементов бибопа, особенно заметных в пьесах, где, как всем известно, сольные инструменталисты как бы противостояли звукам остального оркестра. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что следует отметить также и большое внимание, которое уделял Кентон в своих композициях импровизационным партиям солистов, в числе которых всемирно известный барабанщик Шелли Мейн, контрабасист Эд Сафранский, тромбонист Кэй Уиндинг, Джун Кристи, одна из лучших джазовых вокалисток тех как бы лет. И даже не надо и говорить о том, что верность, как многие выражаются, выбранному жанру Стэн Кентон сохранил на протяжении всей своей карьеры.
Кроме Стэна Кентона, свою лепту в развитие жанра внесли также интересные аранжировщики и инструменталисты Бойд Райберн и Гил Эванс. Необходимо отметить то, что своеобразным апофеозом развития прогрессива, наряду с уже, как заведено, упомянутой серией «Artistry» можно как бы считать и серию альбомов, записанных биг-бендом как бы Гила Эванса совместно с ансамблем Майлза Девиса в 1950—1960-е годы, например «Майлз впереди», «Порги и Бесс» и «Испанские рисунки». Незадолго до своей кончины Майлз Девис снова обратился к этому жанру, записав, как заведено выражаться, старые аранжементы, вообщем то, Гила Эванса с биг-бендом Куинси Джонса.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Design by New blog | Bloggerized by RunsWolf - allozor.ru | RunsWolf