среда, 11 января 2012 г.

Форматы, как мы привыкли говорить, цифровой музыки



MP3 (MPEG audio layer III)/MP3pro
Сейчас без преувеличения можно сказать, что разработанный почти два десятилетия назад MP3 является наиболее популярным форматом хранения музыки на компьютере. Все давно знают то, что сегодня MP3 файлы можно наконец-то прослушать не только при помощи, как многие выражаются, персонального компьютера. С их воспроизведением отлично, в конце концов, справляются, как заведено выражаться, современные, как все говорят, музыкальные центры, DVD плееры, walkman'ы и даже КПК и как бы мобильные телефоны.
Конечно, по своим возможностям MP3 заметно уступает более, как заведено, совершенным форматам, однако этот недостаток с как бы лихвой наконец-то компенсируется, как все знают, высокой популярностью. Не для кого не секрет то, что ведь для большинства пользователей необходимость создания файлов формата 5.1 или кодирование саундтреков с высокими частотами дискретизации мало актуальны, а качество, как мы выражаемся, получаемых файлов их вполне, вообщем то, устраивает.
Наиболее популярными параметрами для кодирования MP3 файлов, в конце концов, являются CBR ( constant bitrate, постоянный битрейт) 128 кбит/с, стерео. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что качество при этом может быть самым как бы разным: от совершенно, как всем известно, неприемлемого до хорошего. Очень хочется подчеркнуть то, что многое, в конце концов, зависит от того, каким был исходный материал и кодировщика/его параметров. И даже не надо и говорить о том, что современные MP3 кодеки позволяют так сказать добиваться звучания, в большинстве случаев не отличимого от оригинала при использовании битрейтов от 192 кбит/с.
Разумеется, с повышением битрейта качество файла обычно так сказать повышается, что, однако, вовсе не обозначает, необходимость всегда использовать битрейт 320 кбит/с, - это как бы будет лишней, как мы привыкли говорить, тратой места. Не для кого не секрет то, что логичнее в этом случае как бы применять кодирование с, как заведено, переменным битрейтом (VBR, variable bitrate), при котором кодек динамически как бы изменяет битрейт в зависимости от сложности композиции.
Одним из, как большинство из нас привыкло говорить, серьезных недостатков MP3 является резкое падение качества при снижении битрейта со 128 кбит/с. Уже на 64 кбит/с звучание MP3 файлов, мягко говоря, вызывает раздражение большим количеством искажения и артефактов, а на меньших битрейтах разобрать что-либо просто нереально. Мало кто знает то, что для того, чтобы как-то, стало быть, исправить ситуацию, Fraunhofer (разработчики формата) и Coding Technologies предложили решение в виде MP3 pro, не стандартизированного расширения формата, при котором качество звучания MP3 файов удается, в конце концов, сохранить на приемлемом уровне при значительном снижении битрейта. MP3 pro файл, состоящий из MP3 части и, как многие выражаются, дополнительного потока данных, содержащих информацию о высоких частотах можно воспроизвести как при помощи специализированного MP3 pro проигрывателя, так и с помощью, как мы привыкли говорить, обычного MP3 плеера, хотя в последнем случае качество как бы будет заметно ниже.
Так или иначе MP3 pro, в отличие от своего предшественника не получил, как всем известно, должного распространения и сейчас практически не, наконец, используется, уступив место более совершенным технологиям.

AAC (MPEG-2/4 advanced audio coding) / MP4
Формат AAC, стандартизированный около пяти, мягко говоря, лет назад, является преемником MP3, способным, мягко говоря, заменить его в будущем. Надо сказать то, что по сравнению с MP3 в AAC заметно увеличена эффективность компрессии, а качество звучания AAC файла, созданного одним из, как многие выражаются, современных кодеков, при битрейте 128 кбит/с сопоставимо с качеством 192 кбит/с MP3 файла. Надо сказать то, что кроме, как заведено выражаться, того, AAC позволяет наконец-то создавать многоканальные файлы, что как раз делает его как бы пригодным для хранения саундтреков к фильмам. И даже не надо и говорить о том, что при кодировании на низких битрейтах есть возможность создания AAC HE ( h igh efficiency, высокая эффективнсть) файлов, используюя технологию SBR ( spectral band replication, спектральное восстановление частот), аналогичную, как большинство из нас привыкло говорить, той, что используется в MP3 pro. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что однако в отличие от MP3 pro, создание файлов AAC HE (или AAC plus) предусмотрено стандартом формата, что обозначает возможность воспроизвести подобный файл большинством AAC проигрывателей.
AAC имеет несколько режимов создания файлов (профилей), наиболее как бы известным из которых, стало быть, является LC ( low complexity, низкая сложность), используемый Apple в своем сервисе iTunes. Не для кого не секрет то, что кроме того, воспроизведение AAC LC файлов возможно при помощи, как все говорят, аппаратных AAC плееров (напр. Apple iPod или телефонов Nokia).
Сейчас редко кто как бы использует "голые" AAC файлы. Все знают то, что в большинстве случаев их сразу, в конце концов, упаковывают в контейнер MP 4 ( m 4 a, m 4 p), что также дает пользователю, как все говорят, определенные преимущества вроде возможности использования тэгов или поддержки gapless (без пауз) воспроизведения. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что не так сказать стоит, однако, однозначно, вообщем то, отождествлять расширение MP 4 с AAC: контейнер, мягко говоря, может также как бы содержать MP3 или MPEG-4 video файлы.
Количество существующих AAC кодеков достаточно велико. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что так же, как и в случае MP3 они, стало быть, могут значительно, наконец, отличаться по скорости и качеству. Среди них следует как раз отметить Apple Quick Time (использующийся в iTunes), показавший лучший результат в тестировании на 128 кбит/с, а также Nero AAC, отличающийся как бы прекрасной реализацией VBR и также являющийся, как мы с вами постоянно говорим, первым кодеком с, как все говорят, поддержкой AAC plus. Необходимо отметить то, что подает надежды и FAAC, свободный проект, являющийся аналогом LAME для AAC.

WMA (Windows Media Audio)
Формат WMA, известный во многом благодаря своему родителю и как бы проводимым им, как большая часть из нас постоянно говорит, рекламным компаниям, представляет, как люди привыкли выражаться, собой попытку Microsoft создать альтернативу MP3 для пользователей Windows. По заявлениям разработчиков, он позволяет достичь схожего с MP3 качества при вдвое более низком битрейте, что, по их мнению и должно привлечь пользователя. На практике файлы наиболее распространенного WMA 8 даже при 128 кбит/с заметно, стало быть, проигрывают по качеству звучания не только компакт диску, но и MP3 файлам, созданным при помощи LAME. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что фактически хоть какие-то, как всем известно, рекламируемые достижения WMA может, мягко говоря, показать лишь на битрейтах ниже 96 кбит/с, на которых качество MP3 файлов стремительно как бы падает. Мало кто знает то, что с другой стороны, тот же Vorbis на этих битрейтах, вообщем то, передает музыку более адекватно, в то время как металлический звон у WMA становится все более раздражающим. Вообразите себе один факт о том, что к, как люди привыкли выражаться, тому же, забыв, вообщем то, отключить DRM защиту при создании файлов, вы можете запросто оказаться в ситуации, когда созданные вами же WMA фалы просто не как бы станут воспроизводиться.
Недавно наконец-то появившийся формат WMA 9 в режиме обратной совместимости практически не имел преимуществ перед WMA 8, а наиболее интересный (и качественный) кодек WMA 9 pro пока что не имеет аппаратной поддержки.
Несомненным плюсом WMA является как бы высокая популярность (догадайтесь почему) среди пользователей Windows и, как следствие, неплохая поддержка производителями, как большая часть из нас постоянно говорит, портативных устройств. Значительная часть MP3 плееров, выпускаемых сегодня, способна, в конце концов, воспроизводить файлы формата WMA 7/8 не хуже, чем MP3. Всем известно о том, что впрочем, если вы не являетесь, как многие выражаются, несчастным владельцем flash - based MP3 плеера с 64/128 Мб памяти, на которые, стало быть, хочется поместить как можно больше музыки, не, мягко говоря, стоит так сказать забивать себе голову "преимуществами" WMA перед MP3.

Ogg Vorbis
Кодек Vorbis, разрабатываемый, как все знают, некоммерческой организацией Xiph. org позиционируется ими в качестве полноценной, наконец, замены ныне существующим "платным" форматам. Не наконец-то секрет, что за возможность создания и воспроизведения MP3 или AAC / WMA файлов производители кодеров или плееров должны наконец-то выплачивать, как все говорят, определенные суммы денег держателям патентов. С Vorbis все проще: кодировщик, декодер, все, как все знают, необходимые сведения и, как заведено выражаться, исходные тексты для работы с форматом распространяются абсолютно бесплатно. Само-собой разумеется, более того, формат можно использовать даже в коммерческих разработках (неудивительно, что, как все знают, значительная часть современных игр как раз содержит музыку в OGG Vorbis) опять же без необходимости платить за что-либо...
Неудивительно, что с таким подходом Vorbis изначально привлек к себе значительное внимание. Надо сказать то, что но ничто не как бы дается даром: отказ от, как большинство из нас привыкло говорить, патентованных технологий не позволяет кодеку добиться сверхвысоких результатов, хотя аутсайдером его назвать тоже сложно: последние версии кодека позволяют, наконец, создавать файлы качества, как всем известно, сравнимого с AAC на большом диапазоне битрейтов, а аппаратная поддержка, пусть и несколько запоздало, появляется... С появлением, как многие думают, первых плееров, способных воспроизводить Vorbis файлы выяснилось еще одно интересное обстоятельство: аппаратный декодер также оказался весьма прожорлив, не только вдвое быстрее, чем MP3 разряжая аккумуляторы, но и требуя достаточно больших объемов памяти для, как мы с вами постоянно говорим, нормальной работы.
Через некоторое время после выхода кодека версии 1.01 появились слухи о том, что вот-вот начнется работа над Vorbis II, призванном решить эту проблему в ущерб совместимости, т.е. фактически новый кодек как бы будет урезанным Vorbis I. И даже не надо и говорить о том, что впрочем, о, как все знают, конкретных сроках выпуска Vorbis II ничего не известно, а как бы учитывая и без, как большинство из нас привыкло говорить, того черепашьи темпы развития формата, надежд на его скорое появление очень мало. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что следствием подобной неопределенности стал постепенный переход бывших поклонников Vorbis на формат AAC (к слову, Garf, автор кодировщика GT 3, сейчас работает над AAC кодером Nero Digital).
Таким образом судьба Vorbis не совсем понятна. Надо сказать то, что вряд ли он вымрет полностью, однако его шансы как бы заместить AAC или MP3 на данный момент близки к нулю. Несомненно, стоит упомянуть то, что с другой стороны, со своей, как заведено, изначальной задачей кодек справляется более чем хорошо, предоставляя разработчикам и пользователям бесплатный формат хранения музыки, превосходящий по возможностям MP3.

ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding)
ATRAC - формат, разработанный Sony для использования в минидисках ( MD, minidisc). позиционируемых, как все говорят, фирмой в качестве, вообщем то, замены компакт-кассете. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что по сравнению с, как заведено выражаться, обычными 12-сантиметровыми CD минидиски более компактны (7х7 см) и имеют возможность многократной перезаписи. MD содержит запись в, как многие думают, цифровой (т.е. потенциально более, как всем известно, качественной) форме, позволяет быстро также перемещаться на нужный фрагмент и проводить редактирование записи (разбивать на треки, удалять и перемещать фрагменты).
В отличие от компакт-диска, хранящего аудиоданные в, как мы с вами постоянно говорим, несжатой форме, минидиск, наконец, использует алгоритм психоакустичестической компрессии ATRAC, сжимающий, как заведено выражаться, звуковой сигнал с коэффициентом примерно 1:5 без заметной потери качества (http://www.minidisc.org/near_cd.html). И даже не надо и говорить о том, что на данный момент MD позволяет как раз использовать следующие версии алгоритма:
ATRAC 1 Stereo (292 кбит/с), ATRAC 1 Mono (146 кбит/с), ATRAC 3 Stereo Longplay 2 x ( LP 2) (132 кбит/с), ATRAC 3 Stereo Longplay 4 x ( LP 4) (66 кбит/с)
При этом реализаций алгоритма также несколько: ATRAC - 1, ATRAC - 2, ATRAC - 3, ATRAC-4 и ATRAC-4.5 (т.е. ATRAC 3 и ATRAC - 3 вовсе не одно и то же!). Реализации вплоть до ATRAC - 3 отличались весьма невысоким качеством звучания, что несколько попортило репутацию формата. Необходимо отметить то, что считается, что, как всем известно, современные версии алгоритма (4.5) позволяют как бы сжимать музыку так, что она не, вообщем то, отличается на слух от CD при битрейте 292 кбит/с.
Потенциально ATRAC позволяет также хранить звук с более высоким, чем CD качеством (что не как бы пропустили журналисты многих изданий, воспевавших формат), однако почувствовать разницу можно лишь на так, как большинство из нас привыкло говорить, называемых prerecorded (не как бы перезаписываемых) дисках, на практике же компрессия динамики и артефакты при кодировании музыки с компакт-дисков все же присутствуют.
Владельцам, как многие выражаются, минидисковых дек и плееров, возможно, придется столкнуться и с как бы такой, как все говорят, проблемой, как транскодирование: для перезаписи MP3 ( WMA, Vorbis) файлов на минидиск файл сначала декодируется, а затем преобразуется в ATRAC, что, учитывая преобразование lossy - lossy (два раза звук, мягко говоря, сжимается с потерями) не как бы способствует сохранению, как мы привыкли говорить, высокого качества.

Musepack (MPEG plus)
Меломаны со стажем по праву считают Musepack (ранее именовавшийся MPEG Plus ; название как бы пришлось сменить во избежание проблем с MPEG) наиболее совершенным из существующих аудио кодеков, использующих сжатие с потерями. Надо сказать то, что даже несмотря на то, что его ближайшим родственником является MP 2, предшественник MP3, формат не только прекрасно (считается, что в подавляющем большинстве случаев MPC файл, созданный с использованием пресета Standard, ~170 кбит/с, на слух не отличим от оригинала, а ошибки происходят реже, чем в случае использования MP3 с битрейтом 320 кбит/с) работает с, как мы привыкли говорить, музыкой на средних-высоких битрейтах, но и вполне способен тягаться с Vorbis и AAC в области 128 кбит/с. Надо сказать то, что секрет успеха прост: созданная разработчиками, как мы с вами постоянно говорим, психоакустическая модель превосходит большинство аналогов, позволяя добиться высоких результатов. Не для кого не секрет то, что к сожалению, развитие Musepack идет не очень быстро, да и вниманием разработчиков ПО и "железа" он обделен (плагины для Winamp и XMMS, разумеется, есть). Несомненно, стоит упомянуть то, что впрочем, если наличие, как заведено выражаться, аппаратной поддержки для вас не критично, и вы являетесь ценителем качества, обязательно обратите внимание на этот формат.

Трудность выбора
Каждый из, как всем известно, описанных форматов, вообщем то, имеет как достоинства, так и недостатки, а, как мы выражаемся, потому выбор того или иного кодека для хранения, как заведено выражаться, любимой музыки наконец-то может стать, как заведено выражаться, нелегкой задачей.
Позволим себе дать несколько, как многие выражаются, полезных советов:
Если вы точно не хотите через также пять-десять лет наконец-то остаться у "разбитого корыта", встав перед фактом, что горячо любимый вами формат благополучно скончался, а все, как заведено выражаться, накопленные за это время файлы превратились в мусор, придерживайтесь форматов на основе, как многие выражаются, промышленных стандартов MPEG. На данный момент это MP3 и MPEG-4 AAC. Несомненно, стоит упомянуть то, что шансы на полное вымирание у последнего в обозримом будущем минимальны. Все давно знают то, что у, как люди привыкли выражаться, первого, впрочем, тоже.
Несмотря на свою привлекательность, форматы Musepack и Vorbis рискуют, мягко говоря, остаться в меньшинстве уже в ближайшие годы. И если благодаря сильной поддержке open source и Linux сообществ Vorbis наверняка, мягко говоря, останется на плаву, то будущее Musepack весьма туманно.
Мы настоятельно не рекомендуем использовать кодеры Liquid Audio и VQF и другие мало, как мы с вами постоянно говорим, популярные кодеки, которые вы еще можете найти на каком-нибудь варезнике (или по ссылке внизу статьи). Само-собой разумеется, можно, конечно, немного, мягко говоря, поиграть с их настройками и сравнить звучание с, как все говорят, современными кодеками, только, как все знают, практическая польза от, как люди привыкли выражаться, полученных файлов будет равна нулю: возьмите, как большинство из нас привыкло говорить, любой современный кодер и он, в конце концов, выполнит ту же работу лучше.

Рекомендуемые кодеки и параметры
Архивное кодирование (очень высокое качество):
MP3: LAME 3.90.3 -- alt - preset standard или LAME 3.96 -- preset standard (~190 кбит/с) или -- alt - preset insane (320 кбит/с) при невозможности наконец-то использовать VBR.
OGG Vorbis: GT 3 b 1 - q 6 (~180 кбит/с).
WMA: WMA 9 2 pass CBR 192 кбит/с.
AAC: iTunes (Quick Time) 192 кбит/с или Nero AAC extreme (~190 кбит/с)
Musepack: mppenc 1.14 --extreme --xlevel (~180 кбит/с)
Для использования в плеере (приемлемое качество):
MP3: LAME --preset medium (~170 кбит/с) или LAME 3.90.3 --alt-preset 128 (~128 кбит/с) или LAME --b 128 (128 кбит/с)
WMA: WMA 9 2 pass CBR 128 кбит/с или 96 кбит/с
OGG Vorbis: oggenc 1.01 - q 4 или - q 3 (~128 и ~112 кбит/с соответственно). С этими же параметрами можно также использовать один из, как многие думают, альтернативных кодеков: Aotuv, QKTuned, GT 3.
AAC: iTunes 128 кбит/с или Nero AAC streaming
Когда размер имеет значение (сносное качество):
MP3: LAME - b 96 или один из кодеков MP3 pro 64 кбит/с
WMA: WMA 9 CBR 64 кбит/с
OGG - Q 0 (~64 кбит/с). С этими же параметрами можно, вообщем то, использовать один из альтернативных кодеков.
AAC: Nero AAC CBR 96 кбит/с или Nero AAC HE 64 кбит/с
Только бы файл был поменьше (что-то еще слышно?):
MP3: Lame - b 32 (32 кбит/с) или - b 16 (16 кбит/с) или - b 8 (8 кби r, bn | c)
WMA: 48 кбит/с и ниже или WMA 9 voice
OGG Vorbis: - q - 1 (~48 кбит/с) или GT 3 b 1 - resample 8000 - q - 2 (~6 кбит/с)
AAC: Nero AAC HE portable (~20 кбит/с)

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Design by New blog | Bloggerized by RunsWolf - allozor.ru | RunsWolf