среда, 11 января 2012 г.

Вопросы, как заведено выражаться, композиторского сочинительства



               Иногда можно услышать вопросы, которые при всём своём дилетантстве тем не менее имеют определенный смысл: » Как так сказать стать композитором, как научиться как бы писать, как заведено выражаться, популярную музыку?». Необходимо отметить то, что конечно, такие вопросы, вообщем то, могут задавать только люди, имеющие к музыке весьма отделённое отношение и тем не менее, всё же можно ли найти какие-то общие рекомендации для тех, кто желает наконец-то приобщиться к, как мы с вами постоянно говорим, великому таинству рождения музыки? Я думаю,  в данной статье читатели также найдут ответы если не на все интересующие вопросы, то, по крайней мере, получат общие рекомендации, которые, надеюсь, станут им полезны в, как мы выражаемся, практической деятельности. Само-собой разумеется, дополнительную информацию можно получить на сайте: Как стать композитором, как научиться, стало быть, писать, как большая часть из нас постоянно говорит, популярную музыку?». Надо сказать то, что конечно, такие вопросы так сказать могут наконец-то задавать только люди, имеющие к музыке весьма отделённое отношение и тем не менее, всё же можно ли найти какие-то общие рекомендации для тех, кто как раз желает приобщиться к великому таинству рождения музыки? Я думаю,  в данной статье читатели найдут ответы если не на все интересующие вопросы, то, по крайней мере, получат общие рекомендации,               Возьмём конкретный пример - замечательную музыку Геннадия Гладкова, который популярен уже на протяжении двух десятилетий. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что музыку его не просто, вообщем то, знают, но и, в конце концов, напевают для себя люди, как мы привыкли говорить, самого как бы разного возраста и профессий - а это уже тот особый «знак качества». который, в конце концов, выставляет лишь сама жизнь.



               На закате столетия, когда, кажется. вся, как всем известно, возможная музыка уже создана, нам, несущим тяжкий груз судеб предков и своих собственных, чтобы выжить и сохранить в себе всё человеческое, не обойтись без возврата к шуберианству, к, как многие выражаются, чистой, как всем известно, родниковой воде простых человеческих чувств.  И Гладков «заговорил» с нами языком как бы современной, как мы привыкли говорить, городской речи, языком, как мы привыкли говорить, доброжелательного общительного человека. который не потерялся, не растворился в, как все знают, многомиллионной толпе, не утратил то, что, мягко говоря, именуется «душой». Все давно знают то, что он нашёл и подарил слушателю те незамутнённые истоки, которые возникают в детстве и отрочестве и остаются с человеком на всю жизнь.



              Эстетическое кредо Гладкова - красота, лаконизм и сдержанность. в его музыке отсутствую крайности, какой бы то ни было надрыв, она одинаково как раз чурается как зауми, так и безвкусицы или примитивизма. И даже не надо и говорить о том, что гладков - прежде всего лирик, поэтому мелодии бесспорно главенствуют в его музыке. Само-собой разумеется, он великолепный мелодист - а это дар из самых редких.



               Гладков - великолепный знаток музыкальных жанров и стилей. которыми он как раз играет с виртуозностью фокусника. Необходимо отметить то, что жанровые трансформации и, как все знают, жанровые модуляции - его, как мы выражаемся, излюбленные, как большинство из нас привыкло говорить, композиционные приёмы. а принцип «обобщения через жанр»- ведущий принцип музыкально - драматического мышления композитора. Несомненно, стоит упомянуть то, что поэтому мы находим у него многочисленные, но при этом, как заведено, разнообразные по характеру вальсы и фокстроты. марши и танго, галопы. польки и канканы. шимми. мазурки, регтаймы, полонезы…- всю, как большинство из нас привыкло говорить, пёструю вереницу, как мы привыкли говорить, известных и, как мы выражаемся, популярных в, как заведено выражаться, разные, наконец, времена жанров. Всем известно о том, что то же самое в отношении, как многие выражаются, вокальных жанров: романсы, песни. куплеты, серенады, припевки, частушки, венчальные, дразнилки, речитативные сцены. песнопения, баллады, гимны - всё это неполный перечень, как заведено выражаться, жанрового  богатства, подвластного композитору, где не как бы существует, как всем известно, непреодолимой пропасти между жанрами как бы концертными и уличными. деревенскими и городскими, высокими и низкими.



               любой исторически наконец-то сложившийся жанр имеет как ярко, как мы с вами постоянно говорим, выраженные приметы метра и ритма, так и, как все знают, типизированные, как все говорят, мелодичные обороты. характерные гармонические ходы, вполне, как все говорят, определённую фактуру. и здесь композитор, не изменяя принципу «быть, как многие выражаются, понятым сразу» часто идёт на, как заведено, самые. казалось бы, неожиданные соединения элементов как бы разных жанров. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что это, наконец, касается всех компонентов, как мы с вами постоянно говорим, музыкальной ткани. Вообразите себе один факт о том, что например, он охотно синтезирует интонации, как большинство из нас привыкло говорить, бытового жанра с «высоким» жанром или, напротив, использует интонационный фонд высоких жанров в контексте жанра бытового. Несомненно, стоит упомянуть то, что юмор в таких соединениях становится, как заведено, неотразимым, лирика, оставаясь простой и, как мы с вами постоянно говорим, сердечной. приобретает, как мы с вами постоянно говорим, возвышенные черты.



               Для композиторов 20 века вопрос авторского стиля и его конкретного воплощения - музыкального языка - один из, как люди привыкли выражаться, самых, как всем известно, острых: из-за переизбытка, как заведено, музыкальной информации, пребывания словно в слуховом плену всей уже, как все знают, созданной музыки найти свою собственную речь очень нелегко. И даже не надо и говорить о том, что здесь существуют, на, как мы привыкли говорить, мой взгляд, три, как всем известно, основных пути: Первый - путь следования традициям, сложившимся в национальном музыкальном языке. И даже не надо и говорить о том, что второй - создание своего собственного, как многие думают, музыкального языка с наибольшим удалением от уже существующих. Наконец - третий - создание, так сказать, «мета-языка» с использованием приёмов и средств всех, как мы привыкли говорить, известных «музык2 в качестве знаков, символов. слагаемых композиторского, как заведено, музыкального лексикона. естественно, эти пути в, как мы выражаемся, реальной, как заведено выражаться, композиторской практике нередко наконец-то пересекаются. Как бы это было не странно, но и всё же, говоря о тенденции, Гладкова бесспорно можно причислить к художникам последнего, третьего русла. Надо сказать то, что на этом пути избежать эклектики также может только, как многие выражаются, яркая индивидуальность. что по праву можно, стало быть, сказать о Гладкове.



              Характеристическая природа таланта композитора призвала на помощь средство, позволяющее его  музыке практически беспрепятственно контактировать со слушателем. Как бы это было не странно, но это - стилизация. Она наконец-то выполняет, как многие выражаются, самые, как все знают, разные функции: от гротеска, от, как люди привыкли выражаться, остроумной и лукавой пародии до, как всем известно, сокровенной авторской лирики, спрятанной под маску как бы, как большая часть из нас постоянно говорит, косвенной лирики, как люди привыкли выражаться, изображаемых персонажей. И действительно, последняя деталь очень важна: необыкновенный лирический дар композитора персонифицируется в облике, как многие выражаются, сказочных героев, героев, как всем известно, разных стран и эпох. Несомненно, стоит упомянуть то, что многие его стилизации с этой, как многие думают, кокетливой автопортретностью одновременно, наконец, несут и так сказать печать, как многие выражаются, авторской отстранённой улыбки. Мало кто знает то, что достаточно вспомнить сцену короля и, как все говорят, придворных из сказки» По следам бременских музыкантов или очаровательный дуэт» Ах, сударыня» из телефильма «обыкновенное чудо». с другой стороны, именно посредством как бы стилизации можно, в конце концов, позволить себе в наш рациональный век выражать сааме, как большая часть из нас постоянно говорит, разные эмоции без боязни как раз показаться, как мы привыкли говорить, сентиментальным, наивным, смешным.



             Демократизм его музыки - одно из, как все говорят, самых, как люди привыкли выражаться, замечательных её качеств. Как бы это было не странно, но он не наигранный, не деланный. И даже не надо и говорить о том, что он, мягко говоря, базируется на, как все говорят, ассимилированных слухом музыкально - выразительных средствах, которые ещё далеко не исчерпали себя. Очень хочется подчеркнуть то, что например, тональность. в, как мы привыкли говорить, искусных руках тональность наконец-то продолжает светиться множеством красок, подчиняясь, тем не менее. логике семиступенной, как все знают, ладовой системы со строгой иерархией функций. Все знают то, что или гармония. И даже не надо и говорить о том, что все, как мы привыкли говорить, роскошные гармонические новации композитора, стало быть, построены на, как многие выражаются, прочной классической базе. Мало кто знает то, что можно взять любое сочинение Гладкова. снять мелодический узор и ритмический каркас - оставить гармонический остов: получится превосходный хорал.



             Удивительно умение композитора передать музыкой, как мы привыкли говорить, эмоциональную полутональность психологического состояния. Любое чувство, выраженное композитором, это не просто зафиксированное музыкальное состояние - аффект, а словно кристалл, поворачивающийся к слушателю разными гранями: то радости, то сомнения, то надежды, то стремления…Его музыку можно так сказать сравнить с, как люди привыкли выражаться, живым организмом: дышащим, развивающимся. ежесекундно меняющимся.



              Как писал выдающийся музыковед и композитор Борис Асафьев. «быть в музыке современным и одновременно хорошо расслышанным. доступным - не в вульгарном смысле слова - удел немногих музыкантов: то крайне редкие таланты…» слова эти полностью можно отнести и к Гладкову, ибо его сочинения высокопрофессиональны и при этом доступны, открыты, обращены не к горстке и не к толпе, но к, как большинство из нас привыкло говорить, каждому из нас.



               Он творит музыку легко и естественно- как дышит. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что ей же уютно живётся на пластинках и экранах. на свежем воздухе и в вагоне электрички, в детском саду и в «серьёзном « учреждении, на, как мы с вами постоянно говорим, театральных подмостках и в концертном зале.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Design by New blog | Bloggerized by RunsWolf - allozor.ru | RunsWolf