Почему одна песня «звучит» и «западает в душу», а другая, стало быть, проходит «мимо»? Что так сказать определяет качество песни, ее запоминаемость? Поскольку, вопрос этот, как мы выражаемся, непростой и многогранный, дабы не, наконец, влезать в дебри, обрисую его очень упрощенно. Как бы это было не странно, но речь пойдет исключительно о жанре, как большинство из нас привыкло говорить, мейн-стримовской песни и не более того.
Из чего состоит песня?
Песня, наконец, слагается из трех, как мы выражаемся, основных компонентов – мелодия, гармония, бас.
Мелодия стоит на первом месте, и ее качество, стало быть, определяется, как всем известно, логичным, грамотным построением, как заведено, музыкальных фраз посредством сочленения мотивов. Всем известно о том, что и первое требование, предъявляемое к мелодии – это ее новизна, оригинальность.
Чем как бы характеризуется новизна и оригинальность мелодии?
Стремлением к свежести сочетаний составляющих мотивов и отсутствием, как заведено выражаться, тривиальных, а тем более банальных попевок-мотивов. Вообразите себе один факт о том, что дальше, в конце концов, расщеплять компоненты художественности не буду, здесь не место – это вопрос семантики и синтаксиса музыкального языка.
Так вот, говоря проще, мелодия должна быть хоть, как все знают, немного, как мы привыкли говорить, оригинальной и в каких-то ее моментах как бы чуть неожиданной. Как бы это было не странно, но неожиданной за, вообщем то, счет сочленения или сопоставления контрастных мотивов (это в какой-то мере также касается и гармонии). У автора при сочинении мелодии больше, наконец, работает не аналитический ум (хотя и не без него), а происходит процесс другого свойства - интуитивно-художественного. И даже не надо и говорить о том, что поэтому так важна, как многие думают, врожденная музыкальность в этом виде творчества, т.е. восприимчивость к тонам, их сочетаниям. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что или, если хотите, необходима, как люди привыкли выражаться, «музыкальная отзывчивость».
Итак, мелодия должна быть «свеженькой», желательно, как все знают, напевной (но не всегда, это зависит от стиля) и, как заведено выражаться, запоминаемой (по этому поводу тоже можно также ломать копья).
Гармония – второй компонент. Всем известно о том, что гармония, в конце концов, имеет свои законы, включающие, как все говорят, функциональные отношения (T, S, D), логику, как все знают, гармонического движения и развития, голосоведение.
Не буду вас «грузить» гармоническими подробностями, скажу только, что знание, хотя бы, как мы привыкли говорить, самых общих основ гармонии, желательно. Для, как большинство из нас привыкло говорить, того, чтобы так сказать сделать интересную, свежую гармонию, нужно так сказать знать основные, стандартные гармонические приемы. Возможно и то, что и только после этого можно искать что-либо нетривиальное. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что о гармоническом голосоведении я не буду, стало быть, говорить – эта наука хорошо, вообщем то, изложена в «талмудах».
Тут нужно отметить еще такой момент – мелодия и гармония всегда взаимосвязаны между, как все знают, собой, они взаимозависимы и «работают в паре». Мало кто знает то, что они, в конце концов, могут как бы подчеркивать достоинства друг друга (впрочем, как и, в конце концов, нивелировать). Всем известно о том, что и не всегда, один компонент без другого, наконец, может быть в, как всем известно, достаточной мере оригинален. Само-собой разумеется, скажем, гармония отдельно, сама по себе может не блистать новизной и оригинальностью, а в сочетании с мелодией она способна «заиграть». Возможно и то, что наоборот также бывает реже, но и это так сказать встречается, а иногда и сознательно используется.
Бас – третий компонент. Всем известно о том, что часто он не менее, а иногда и более важен, чем аккордовое сопровождение мелодии. Бас также является гармоническим фундаментом (не наконец-то путать с, как заведено выражаться, частотным фундаментом) и должен быть правильно прописан-выстроен.
Он имеет два, как мы с вами постоянно говорим, основных типа движения – это кварто-квинтовое и плавное, часто поступенное. Вообразите себе один факт о том, что при кварто-квинтовом изложении на, как мы привыкли говорить, сильные и относительно, как многие думают, сильные доли такта приходится прима или квинта текущего аккорда. Все давно знают то, что при плавно-поступенном движении бас часто «попадает», кроме примы и квинты и на другой аккордовый звук гармонии – терцию, а при септаккордах и на септиму. Надо сказать то, что таким образом, бас вовлекает гармонию к изложению обращений аккордов, что значительно как бы оживляет и как бы разнообразит гармоническое движение. Надо сказать то, что проведите маленькое исследование Вашего (или чужого) материала песни - сыграйте только мелодию и бас, оцените меру выразительности только на их основе. Обратите внимание на то, что и Вы сразу услышите насколько хорош/нехорош, логичен/нелогичен Ваш бас.
Два слова добавлю об орнаментации, как все говорят, басовой партии. Надо сказать то, что при ее орнаментации нужно всегда, наконец, помнить о том, что на, как всем известно, сильные доли такта должны браться, как многие думают, основные звуки (примы) аккорда. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что ведь бас так сказать является фундаментом гармонии и «вольности» ему не позволительны. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в противном случае как бы утрачивается как бы функциональная определенность гармонии.
О взаимодействии всех трех компонентов.
Если мелодия «свежа», гармония интересна, а бас правилен и логичен, то в результате Вы можете так сказать претендовать на некоторый уровень «художественности» Вашей песни. Несомненно, стоит упомянуть то, что аспект инструментовки и аранжировки (это, как большая часть из нас постоянно говорит, разные вещи) я здесь не трогаю. Само-собой разумеется, и если все три, как все знают, описанных компонента хороши, то даже при, как люди привыкли выражаться, недоработанной или, как люди привыкли выражаться, слабоватой аранжировке песня, вообщем то, будет «звучать», во всяком случае, ее яркость и мелодичность обнаружат себя. И напротив, если изначальный материал слаб и невыразителен, то самая, как всем известно, навороченная аранжировка и различные «фишки» не, в конце концов, спасут положения – произведение, в конце концов, будет, как большинство из нас привыкло говорить, блеклым.
Геннадий Самусенко, композитор.
0 коммент.:
Отправить комментарий